ГБОУ "Войковская школа Амвросиевского М. О."
пгт. Войковский, М.О. Амвросиевский, ДНР
  • Историческое краеведение. Родник Памяти

    6-11 класс
    Есть места
    Бесплатно
    ОВЗ
    Социально-педагогическое

    Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение. Родник памяти» имеет туристско-краеведческую направленность.

    Программа составлена на основе следующих нормативных правовых документов:

    • Конституция Донецкой Народной Республики.
    • Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (статья 72).
    • Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310.
    • Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи, утверждённая приказом министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17 июля 2015 г. № 322 и Министерства молодёжи, спорта и туризма от 22 июня 2015 г. № 94.
    • Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03 августа 2016г. № 815.
    • Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16 августа 2017 года № 832.
    • Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей, утверждённое приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19 января 2015 г. № 8.
    • Требования к программам дополнительного образования детей, утверждённые приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11 августа 2015 г. № 392.
    • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26 июля 2016 г. № 793.

    В классификации программ по уровню освоения данная авторская программа имеет углубленный уровень, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – программа, интегрированная по субъектам деятельности, модульная, составленная из самостоятельных, устойчивых, целостных блоков.

    Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Всестороннее изучение определенной части своей страны, региона, города, района, поселка, то есть той территории, которая считается родным краем, способствует познанию своих исторических корней, гордости за сопричастность к деяниям предков современного поколения и их исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве.

    Историческое краеведение - прошлое и настоящее какого-либо «края» (чаще всего родного или места жительства) — от деревни, небольшого города, улицы, учебного заведения и т. д. до крупного региона. Это форма общественной деятельности, причем такой, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и значительно более широкий круг лиц (преимущественно местных жителей). Опирается краеведение на междисциплинарные научные связи, выводы научных теорий, первичные наблюдения житейской практики.

    Краеведение — это и освоение местного исторического опыта, и определение, исходя из локальных условий и традиций, конкретных путей в будущее. Основными задачами работы краеведа являются: просветительская, научная, памятнико-охранная (охрана историко-культурного и природного наследия) деятельность. 

    Издавна знания о своем крае определяли конкретные представления об историческом прошлом, источниках его познания, особенностях явлений природы. Желание узнать то, что ближе всего, — основа интереса ко всему остальному и путь к пониманию этого остального, к развитию общих представлений о мире и обществе, взаимосвязи явлений и времен. Тем самым краеведение — метод познания от частного к общему, от простого к сложному, выявлению общего и особенного в прошлом и настоящем. Поэтому краеведению уделяют большое внимание, как в школьном, так и во внешкольном обучении.

    Краеведение воспитывает уважение к родной земле, ее природным особенностям и преданиям, исконным занятиям предков.

    Учитывая тот факт, что в Донецкой Народной Республике выдвигаются новые требования к личности, порождающие новый её тип, формируются новые жизненные установки, утверждается новый образ жизни, поведения и деятельности, система образования и воспитания может и должна базироваться на устойчивых ценностях, выступающих жизненным фундаментом любого гражданина, основой объединения народностей, населяющих республику. Главным стержнем этой системы, ее основой сегодня является патриотизм, формирующийся и утверждающийся средствами целенаправленного патриотического воспитания. 

    Вот почему историко-патриотическому (краеведческому) воспитанию в Республике уделяется особое место.

    Оно предполагает:

    - изучение многовековой истории Отечества, места и роли родного края в мировом процессе, в развитии и укреплении общества, в его защите от возможной агрессии;

    - понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций нашего народа, героического прошлого различных поколений;

    - проведение конференций и экспедиций, посвященных неизвестным и замалчиваемым страницам истории Донбасса;

    - поиск исторической справедливости и развенчивание мифов, навязанных националистическими силами;

    - максимально широкое освещение деятельности известных исторических личностей – выходцев из Донбасса;

    - археологические экспедиции и исторический туризм;

    - развитие идеи преемственности Донецко-Криворожской республики и ДНР.

    Программа «Историческое краеведение. Родник памяти» предназначена для проведения кружковых занятий по краеведению и направлена на:

    • развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края;
    • привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания;
    •  поисковые работы малоизвестных фактов истории родного края;
    • экскурсионную, музейную, архивную и экспедиционную работу;
    • формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативы, толерантности;
    • способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.

    Разработанная программа предоставляет возможность детям, занимающимся в кружке, расширить знания по истории, культурным традициям родного края, изучить свою родословную. От близкого, знакомого ребенок продвигается к неизведанному, новому, которому еще предстоит стать близким, родным. Работа кружка построена так, чтобы дети хорошо знали свои истоки, прошлое, историю, культуру, природу своей малой родины, любили ее и дорожили ею. Основу содержания программы составляет история Донбасса и работа по изучению истории пгт. Войковский, города Амвросиевки и Амвросиевского района ДНР.

    Новизна данной образовательной программы дополнительного образования детей состоит в том, что познание родного края обучающимися происходит путём активной практической деятельности под руководством педагога, от непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство малой Родины - к систематизированному знанию о родном крае. Поисково-собирательская и исследовательская деятельность осуществляется коллективом обучающихся с учётом индивидуальных наклонностей детей. Впервые собранные ребятами материалы систематизируются и составляют основу краеведческих материалов о республике, районе, городе. 

    Актуальность программы состоит в создании условий для интеллектуального и духовного развития личности ребенка, воспитания поколения патриотов родной земли, реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, педагогики сотрудничества. Вместе с усвоением теоретических знаний и практических умений в области истории и культуры родного края, обучающиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям. У них формируется понимание места и роли родного края в мировом процессе, в развитии и укреплении общества, в его защите от возможной агрессии, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций нашего народа, героического прошлого различных поколений; потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности, т.е. происходит приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

    Благодаря формированию и развитию у детей таких важнейших социально значимых качеств как гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, готовность к преодолению трудностей, возрастают их потребности и возможности к активному участию в решении важнейших проблем общества в различных сферах деятельности, создаются условия для творческой самореализации личности ребенка, взаимодействия образовательной организации с семьей. 

    Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. предполагает организацию деятельности обучающихся в архивах, музеях, самостоятельный исследовательский поиск и, наконец, овладение навыками основ научной краеведческой работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, культурно-образовательной работы, что  способствует формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, возможно, поможет детям в выборе будущей профессии. 

    При реализации содержания данной программы дополняются знания, полученные детьми при изучении учебных курсов истории, изобразительного искусства, литературы, географии, биологии, экологии, уроков гражданственности и духовности Донбасса и других.

    Цели программы: 

    • развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.
    •  приобретение обучающимися личностных компетентностей в процессе овладения основами краеведческой и экскурсионной деятельности;
    • формирование гражданской идентичности, осознания принадлежности к родной земле, народу Донбасса;
    • формирование чувства любви к родному краю путём познания своей родословной, судеб земляков, изучения истории и культуры родного края;
    • сохранение исторической памяти;
    • воспитание чувства патриотизма, преданности в служении Родине.

    Задачи:

    Обучающие задачи:

    • дополнить и углубить знания по истории и развитию Донецкого края;
    • способствовать формированию представлений о связи событий на территории родного края с событиями в Республике и в Русском мире в целом;
    • ознакомить и изучить памятники археологии, истории и культуры через краеведческое исследование, краеведческое путешествие, музееведческую деятельность;
    • содействовать приобретению знаний, умений и навыков поисково-собирательской и исследовательской работы, а также опыта работы с географическими картами, схемами, архивными документами и фотографиями.

    Развивающие задачи:

    • развивать творческие способности в процессе погружения в нравственный, духовный, исторический, эстетический опыт поколений через подготовку краеведческих экспедиций, написание статей, исследовательских работ, составление презентаций;
    • способствовать развитию исследовательской деятельности обучающихся через поисковую работу, умение описывать краеведческий объект и предмет исследования, оформление и монтаж музейной экспозиции;
    • развивать самостоятельное мышление, память, волевые качества, правильную речь в устной и письменной форме через умение брать интервью, проведение краеведческих экскурсий и экскурсий по музейным экспозициям образовательной организации;
    • создавать условия для расширения кругозора детей, развития коммуникативных способностей: социальной активности, способности к сотрудничеству, умение работать в коллективе, умения доводить дело до конца, способности к решению конфликтов в соответствии с демократическими принципами на основе общечеловеческих ценностей.

    Воспитательные задачи:

    • обеспечить эмоционально-личностное восприятие исследуемого материала и потребности в общении с ним;
    • воспитать чувство товарищества, внимания к людям, отзывчивость, уважительное отношение к членам своей семьи, землякам, социуму; чувство личной ответственности культуру общения;
    • прививать бережное отношение к семейным реликвиям, предметам старины, историческим и культурным памятникам;
    • способствовать формированию самостоятельности, трудолюбия, инициативности; понимания духовного единства поколений и общности культурного наследия;
    • сформировать гражданскую позицию, приобщать детей к сохранению памяти о подвигах участников Великой Отечественной войны;
    • укреплять товарищеские отношения в детском коллективе.

    Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих, является то, что «Историческое краеведение» ориентировано на применение широкого комплекса образовательных блоков: (теория, практика, исследование или проект). Содержание курса также объединено в три тематических модуля, во все годы обучения одинаковых, но с разной детализацией проработки:

    Раздел 1 предусматривает изучение истории и культуры родного края;

    Раздел 2 знакомит с земляками, людьми, прославившими город, район, село;

    Раздел 3 рассматривает вопросы семьи и родовых связей.

    Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать авторские поисково-исследовательские работы краеведческой направленности, презентовать их перед общественностью.

    Программа основана на принципах:

    - научности – включение в содержание основных понятий;

    - системности обучения и воспитания;

    - практической направленности – реализуется за счёт введения в каждую часть практических занятий, экскурсий, творческих заданий;

    - гуманизации – способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, края;

    - системности и последовательности;

    - сознательности и активности.

    Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

    Данная программа рассчитана на детей 11-16 лет, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В этом возрасте, пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна дельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества. Занятия в кружке являются для подростка именно той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, создать возможность реализации своей индивидуальности.

    Состав групп может быть как одного, так и разных возрастов. Количество учащихся в учебной группе определяется в соответствии с уставом учреждения дополнительного образования, санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности и региональными нормативными документами в сфере дополнительного образования детей – 15 человек. Прием детей происходит на добровольной основе, по заявлению родителей. Начиная со 2-го года обучения, предусмотрена возможность доукомплектования групп по результатам собеседования.

    Сроки реализации образовательной программы

    Программа рассчитана на 3 года обучения (по 70 часов в год), которые делятся на этапы:

    • начальный (1 год обучения) - первичное знакомство с курсом;
    • средний (2 год обучения) - базовая подготовка детей;
    • этап совершенствования (3 год обучения) - посвящен подготовке и реализации творческих проектов.

    Формы занятий: индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная.

    Методы обучения:

    • словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста),
    • наглядные (наблюдение, показ педагогом приемов выполнения, показ видеоматериалов, иллюстраций).
    • практические (тренировочные упражнения).

    По типу занятия теоретические и практические. Практическая деятельность детей на занятиях преобладает над теорией (в примерном соотношении 60 % на 30 %).

    Формы проведения занятий: беседа, обсуждение, наблюдение, викторина, турнир, выставка, занятие-игра, игра-путешествие, сюжетно-ролевая игра, зашита проектов, презентация, конкурс, выставка, практическое занятие, экскурсия, экспедиция, форум, конференция, посиделки, встречи  с интересными людьми, со старожилами, с ветеранами войны и труда города, района, республики и др.

    Кроме того, предусмотрены различные формы самостоятельной работы – подготовка сообщений, рефератов, презентаций, видео и слайд-фильмов работа в архиве, музеях, с электронными базами данных.

    Педагог, учитывая уровень подготовки, возраст, интересы обучающихся, состояние материально-технической базы учреждения, в котором работают кружки, может вносить изменения в распределение часов внутри соответствующего раздела программы. При этом разделы программы и общее количество часов, отведенное на них, остается неизменным. 

    Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность занятия 45 мин.

    Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

    В результате реализации программы учащиеся первого года обучения будут знать: 

    • подробные сведения об истории, достопримечательностях, достижениях культуры Донецкого края, своего города, района;
    • биографии выдающихся земляков, прославивших город, район;
    • историю своих предков, семейных реликвий;
    • традиции и обычаи жителей Донбасса;
    • творчество местных поэтов и писателей.

    Уметь:

    • составлять свою родословную;
    • применять краеведческие знания на уроках;
    • проводить поисково-собирательскую и исследовательскую работу по краеведению;
    • собирать библиотеку книг, публикаций периодической печати краеведческого характера о родном крае, его жителях;
    • работать с географическими картами, схемами, архивными документами и фотографиями.

    В результате реализации программы второго года обучения будут знать:

    • сведения о «малой Родине», своем родном городе (селе), о его истории и достопримечательностях;
    • биографии выдающихся земляков, прославивших край, Республику;
    • историю своих предков, семейных реликвий;
    • традиции и обычаи народов Донбасса.

    Уметь:

    • составлять свою родословную;
    • применять краеведческие знания на практике;
    • проводить поисково-собирательскую и исследовательскую работу по истории города, школы;
    • собирать библиотеку книг, публикаций периодической печати краеведческого характера о родном крае, его жителях;
    • выполнять творческие работы;
    • публично выступать перед аудиторией;
    • работать с географическими картами, схемами, архивными документами и фотографиями.

    В результате реализации программы третьего года обучения будут знать:

    • историю и культуру Донбасса в частности;
    • произведения литературы о своей «малой Родине»;
    • биографии выдающихся земляков, прославивших район;
    • историю подвигов земляков-героев;
    • традиции и обычаи жителей Донбасса и в частности.

    Уметь: 

    •  применять краеведческие знания на практике;
    • проводить поисково-собирательскую и исследовательскую работу по краеведению;
    • собирать библиотеку книг, публикаций периодической печати краеведческого характера о родном крае, его жителях;
    • работать с географическими картами, схемами, архивными документами и фотографиями;
    •  выполнять творческие работы;
    • публично выступать перед аудиторией;
    • оформлять стенды, альбомы по изучению истории родного края;
    • делать публичные выступления на конференциях, конкурсах.

    Способы определения результативности

    Данная программа предусматривает следующие методы отслеживания результативности:

    • педагогическое наблюдение;
    • педагогический анализ участия обучающихся в коллективных мероприятиях, конкурсах, решения задач поискового и исследовательского характера, выполнения индивидуальных заданий, стабильности посещения занятий и т.п.
    • педагогический мониторинг (ведение журнала учета, анкетирование, отслеживание динамики роста интереса обучающихся к истории родного края, собеседование, тесты);
    • мониторинг образовательной деятельности детей (ведение творческого дневника обучающегося, портфолио обучающегося, формирование фотоотчетов).

    Виды контроля

    В начале учебного года, с целью определения уровня развития детей проводится входной контроль в форме беседы, анкетирования.

    В течение всего учебного года, для определения степени усвоения учащимися учебного материала, подбора наиболее эффективных методов и средств обучения, повышения ответственности и заинтересованности обучающихся в обучении, проводятся педагогическое наблюдение и опрос.

    Для определения результатов обучения наиболее приемлемой формой промежуточного контроля является участие детей в краеведческих акциях и экспедициях, слетах поисковиков и краеведов, конференциях, форумах, конкурсах различного уровня, творческий отчет.

    В конце учебного года и курса обучения проводится итоговый контроль - коллективный анализ работы и открытое занятие с приглашением родителей. Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и поощрения учащихся. В программе этапа совершенствования предусмотрены итоговые работы, либо защита проектов.

    Формы подведения итогов реализации программы

    - наблюдение;

    - собеседование;

    -отчёты об экскурсиях, результатах поисково-собирательской деятельности;

    - открытые занятия кружка;

    - защита рефератов;

    - презентация творческих работ;

    - конкурсы, выставки, мероприятия различного уровня.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie