Сегодня очень важно, чтобы дети, создавая произведения народного искусства, знали о происхождении этого искусства, об истории народных промыслов.
Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Всё что окружает нас, художник пропускает через призму своего мировоззрения, мироощущения и старается передать в своих произведениях. Он не стремиться предать схожесть с реальностью, для него важна самая суть, образ, знак, символ. Тем самым мы с уверенностью можем ска- зать, что декоративно-прикладное искусство – это личное отношение автора ко всему происходящему, частица его внутреннего мира.
Дополнительная общеразвивающая программа «Искусница» разработана в 2014 году, в программу вносились изменения (2015, 2016, 2021, 2022) в связи с поступлением но- вого технического оборудования, с внедрением в образовательный процесс современных педагогических технологий, инновационных методов и форм обучения.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы –художественная. Адресат программы: обучающиеся (девочки и мальчики) от 11 до 13 лет. Принимаются дети без специального отбора.
Актуальность программы определяется тем, что помимо предметных результатов, предъявляются требования к личностным и метапредметным результатам освоения ос- новных образовательных программ. В данной программе разработаны требования, направленные на достижения результатов в системе дополнительного образования:
личностные результаты– готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к дополнительному образованию, социальные компетентно- сти, личностные качества;
метапредметные результаты– освоенные воспитанниками универсальные учебные действия, необходимые учащимся в объединениях дополнительного образования;
предметные результаты– освоение учащимися специальных знаний, получение опы- та деятельности в образовательной области «декоративно-прикладное творчество».
Весь процесс обучения должен быть творческим, исследовательским и носить вос- питательный характер, а выполненные изделия – иметь яркий национальный коло- рит, художественную ценность и высокое качество исполнения работы, отвечать функци- ональным и эстетическим требованиям, быть общественно полезными. Реализация про- граммы способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает ши- роту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Уровень освоения программы:общекультурный.
Объем и срок освоения программы: 72 часа на 1 год.
Год обучения |
Количество часов(академических) |
|
В неделю |
В год |
|
1 год обучения |
2 |
72 |
Итого |
2 |
72 |
Педагогической целесообразностью программы является то, что развитие мелкой моторики рук оказывает влияние на развитие речи, способствует подготовке руки к пись- му и другим видам деятельности.
Цель: Формирование и развитие творческих художественных способностей уча- щихся посредством освоения разных видов рукоделия.
Задачи: Обучающие:
- ознакомить обучающихся с разделом декоративно-прикладного искусства и возможно- стями использования в повседневной жизни;
- обучить культуру подачи и оформления своих изделий.
Развивающие:
- развить трудовые технические навыки изготовления изделия, усидчивости, терпения, внимательности, аккуратности;
- развить творческую активность;
- развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно- прикладного искусства.
Воспитательные:
- привить познавательный интерес к декоративно-прикладному искусству в целом, уваже- ние к труду;
- воспитать профессионализм и мастерство;
- воспитать последовательность и аккуратность в работе, умение анализировать, сопостав- лять результаты своей деятельности.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
-
- Стремление к новым знаниям.
- Проявление активности, любознательности, аккуратности, терпения.
- Сочувствие, заботливость, уважение старших.
-
- Потребность в достижении успеха.
- Уверенность в себе.
Метапредметные результаты:
-
- Умение слушать взрослого, выполнять его инструкции.
- Работа по образцу.
- Способность самостоятельно действовать, в случаях затруднений обращать- ся за помощью к взрослому.
- Правильная оценка успехов и неудач.
- Применение усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач.
Предметные результаты:
-
- Сформированность первоначальных представлений о работе с различным материалом.
- Обучение разным приемам преобразования бумаги, нити и ткани для изго- товления поделки.
- Обучение правилам техники безопасности.
Организационно-педагогические условия реализации программы: Язык реализации: русский, государственный язык РФ
Форма обучения: очная.
Особенности реализации программы:
На каждом занятии проводятся беседы, инструктажи (вводный, текущий и заклю- чительный), направленные на осмысление учащимся трудовых процессов и средств тру- да, формирование рациональных приемов выполнения работ. Особое место в инструкта- же отводится правильному и безопасному выполнению работ, бережному отношению к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффектив- ному использованию учебного времени.
Теоретическое и практическое обучение учащихся проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Теоретические занятия проводятся в форме беседы, рассказа. На занятиях используется зрительный ряд: образ- цы, экспонаты, эскизы, схемы и т.д.
Текущий контроль проводится на каждом занятии и осуществляется методом наблюдения за правильностью выполнения работы.
Тематический контроль проводится после каждой темы, следует разбор ошибок и их анализ.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года во время проведения заключительной выставки, в виде коллективного обсуждения работ.
При реализации дополнительной общеразвивающей программы «Искусница» воз- можна работа с использованием в учебном процессе электронных, дистанционных обра- зовательных технологий, социальных сетей, электронной почты, электронных образова- тельных ресурсов, современных электронных средств связи: Skype, Zoom, группа объеди- нения в социальной сети "Вконтакте", электронная почта и другие.
Учебная группа формируется на основе свободного набора. Для обучения прини- маются все желающие вне зависимости от способностей и уровня первоначальной подго- товки. На обучение по дополнительной общеразвивающей программепринимаются обу- чающиеся с 6 лет.
Условия формирования групп: разновозрастные. В течение учебного года возмо- жен прием детей по итогам начальной диагностики при наличии свободных мест.
Количество обучающихся в группе – не менее 15 человек.
Занятия проводятся один раза в неделю по 2 часа. Продолжительность занятия – не более 1 часа 40 минут.
Занятия предполагают использование фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения.
Формы проведения занятий:традиционное, беседа, практическое занятие; темати- ческое занятие; выставка работ, мастер-класс, презентация работ.
Материально – техническое оснащение программы:
- Отдельный кабинет (класс), оборудованный в соответствии с санитарно- гигиеническими требованиями, оборудованный соответствующей мебелью,
- Компьютер, МФУ (сканер, ксерокс, принтер), мультимедийный проектор, экран
- Магнитная доска
- Инструменты (ножницы)
- Карандаши (простые, цветные)
- Клей ПВА, клей – карандаш
- Цветная бумага
- Цветной и белый картон
- Гофрированная бумага
- Гофрированный картон
- Фломастеры
- Пластилин
- Лоскутки ткани,
- Пуговицы
- Атласные ленты
- Учебные пособия (иллюстрации, книги, фотографии)
- Расходный материал
- При дистанционном/электронном обучении: Средство электронной связи (ком- пьютер, ноутбук, планшет, смартфон)
Кадровое обеспечение реализации программы: педагог дополнительного образования